Командные фасилитационные сессии для решения задач бизнеса
Проводим сессии, которые помогают синхронизировать цели, улучшить коммуникацию между подразделениями, спланировать задачи и укрепить командный дух.
Что такое командные сессии
Чтобы групповая работа была максимально продуктивной, используются специальные инструменты и методы фасилитации.
Совместное обсуждение и открытый обмен мнениями позволяют команде увидеть узкие места, найти креативные решения назревших проблем и объединить усилия, чтобы достичь амбициозных результатов. 
Совместная разработка стратегии в позволяет достигнуть синхронизации команды, сплочения вокруг понятных целей, единого понимания вектора развития.
Это формат взаимодействия в команде, когда коллеги собираются вместе, чтобы понять, какие стоят задачи и как их можно решить.
Это структурированный процесс, при котором фасилитатор организует и направляет групповую работу так, чтобы была достигнута цель обсуждения.  Благодаря такому подходу встреча превращается в интерактивную сессию и помогает команде:
продуктивно искать хорошие решения
создавать условия для того, чтобы своим мнением поделились даже «молчуны»
преодолевать барьер инертности командного мышления
разносторонне и честно исследовать проблему
удерживать фокус на ключевых темах обсуждения
Что такое фасилитация
Типы командных сессий
Стратегическая сессия
Результат: создает единое понимание будущего, дает реалистичную оценку текущего состояния дел, формирует план реализации стратегических решений с конкретными шагами, сроками, ответственными.
Суть: совместная работа руководителей и ключевых сотрудников формирует видение, миссию, вырабатывает стратегические решения, определяет направления развития компании и приоритеты.
1
Инновационная (креативная) сессия
Результат: генерирует свежие идеи, создает прототипы концепций, запускает инновационные проекты.
Суть: генерация новых идей и решений через мозговые штурмы и творческие методы позволяет находить нестандартные подходы, разрабатывать новые продукты или улучшать процессы.
2
Сессия решения проблем
Результат: вырабатывает совместные решения по проблеме и формирует четкий план устранения проблем с конкретными сроками и ответственными.
Суть: анализ и разностороннее исследование корневых причин проблемной ситуации направлено на поиск конкретных решений для ее разрешения.
3
Сессия разработки / каскадирования ценностей и культуры
Результат: описывает ценности, нормы и механизмы их трансляции и поддержания в компании. В случае сессии каскадирования — знакомит сотрудников с ценностями и способствует их принятию.
Суть: формирование, согласование или трансляция корпоративных ценностей и стандартов поведения укрепляет командный дух, создает единую корпоративную культуру.
4
Сессия внедрения изменений
Результат: информирует сотрудников об изменениях, вовлекает в работу по новым проектам и процессам, разрабатывает или уточняет план внедрения.
Суть: подготовка команды, вовлечение сотрудников в изменения, разработка или уточнение плана обеспечивает успешное внедрение новых процессов или стратегий. Сессия снижает интенсивность естественных процессов сопротивления новому.
5
Ретроспективная сессия
Результат: оценивает результаты, формирует конкретные выводы и предложения для улучшения, создает план корректирующих действий.
Суть: анализ прошедших проектов или периодов позволяет извлекать уроки, оценивать успехи и ошибки для улучшения процессов в будущем.
6
Для каких команд подходят командные сессии
(04)
Командная сессия подходит, если необходимо:
  • поставить и актуализировать цели и задачи проекта;
  • создать план работ и распределить роли и ответственность в команде;
  • грамотно управлять сроками, бюджетом, ресурсами;
  • рассчитать риски, разрешить проблемы и конфликтные ситуации;
  • завершить проект, проанализировать результаты, составить список рекомендаций на будущее.
Команда собрана, чтобы реализовать определенный проект. В нее входят специалисты разных областей и работают в течение ограниченного времени. После завершения проекта команда обычно расформировывается.
Проектная команда
(03)
Командная сессия подходит, если необходимо:
  • сформировать общее видение продукта в рамках общего  бизнес-процесса;
  • улучшить взаимодействие между специалистами разных областей и обеспечить быструю и эффективную коммуникацию;
  • согласовать метрики и критерии успешности в рамках общего процесса;
  • решить функциональные противоречия и внедрить лучшие практики в разные отделы.
Сотрудники из разных функциональных подразделений, которые решают конкретные задачи или объединенны регулярной деятельностью в рамках одного бизнес-процесса.
Кросс-функциональная команда
(02)
Командная сессия подходит, если необходимо:
  • оптимизировать процессы и улучшить сотрудничество внутри функции;
  • обсудить оперативные задачи и планы;
  • обсудить методы, как повысить вовлеченность сотрудников и эффективность работы;
  • внедрить изменения, улучшения в функциональной области;
  • урегулировать внутренние конфликты и распределить роли и зоны ответственности;
Сотрудники работают в одной специализации или направлении. Например, в отделе продаж, бухгалтерии, HR или IT. Руководитель и сотрудники четко распределяют роли и обязанности. Команда сосредоточена на задачах и целях своей функции.
Функциональная команда
(01)
Командная сессия подходит, если необходимо:
  • разработать стратегию компании и поставить верхнеуровневые цели;
  • сформировать единое понимание миссии, видения и ценностей;
  • скорректировать курс развития бизнеса;
  • Обсудить способы решения ключевых системных конфликтов;
  • Согласовать функции, роли и взаимодействия внутри компании.
Группа высших руководителей включает генерального директора и его прямых подчиненных. Топ-менеджеры разрабатывают стратегию, ставят долгосрочные цели и принимают ключевые решения для всей компании.
Команда топ-менеджеров
Какие проблемы решают командные сессии
В бизнесе всегда есть что обсудить: перестал нормально работать кросс-функциональный процесс, текущие результаты далеки от целевых значений, возник конфликт между подразделениями, появились новые задачи и необходимо выработать план действий — и это только часть того, что требует внимания.
  • найти и определить общие смыслы и ценности, ради которых нужна вся работа;
  • сплотить сотрудников, объединив общие командные, функциональные и личные цели;
  • разрешить ценностные и структурные конфликты, создав единую платформу ценностей и смыслов;
  • вовлечь сотрудников и поддержать глобальные изменения через принятие и управление изменениями на работе.
С помощью командных сессий возможно:
  • собрать в короткие сроки максимально разностороннюю информацию по проблеме или задаче, которая требует новых способов работы;
  • согласовать видение ситуации, оценку рисков, варианты развития событий и способы решения между участниками;
  • договориться, кто и когда будет отвечать за внедрение изменений;
  • вовлечь будущих исполнителей в обсуждение и поиск решений, чтобы снизить сопротивление.
С помощью командных сессий возможно:
  • развить опыт совместного адекватного и позитивного обсуждения кросс-функциональных проблем;
  • Наладить прозрачную и регулярную коммуникацию (точки контакта, каналы и формат обмена информацией), чтобы снизить риски недопонимания;
  • отработать взаимодействие и улучшить бизнес-процессы в местах пересечения;
  • Согласовать цели и приоритеты между подразделениями, выработав единое понимание задач и критериев успеха.
С помощью командных сессий возможно:
  • сформировать единое информационное пространство для успешной совместной работы;
  • совместно с командой найти, определить, сформулировать цели и приоритеты, если их нет;
  • обсудить с командой цели и приоритеты, углубить понимание и добиться принятия, если цели сформулированы;
  • перевести цели компании в конкретные, согласованные между подразделениями планы.
С помощью командных сессий возможно:
Устойчивые «функциональные колодцы» компании будут естественным препятствием для выстраивания согласованной совместной работы и могут приводить к дорогостоящим не системным решениям.
Если ничего не делать, то:
Подразделения недостаточно координируют свои действия, чтобы быстро и эффективно решать задачи.
Размываются стратегические цели компании, возникают конфликты и несогласия с изменениями, структурные конфликты. Это приводит к разобщенности команды и эмоциональному выгоранию сотрудников.
Если ничего не делать, то:
Сотрудники не видят общие ценности и смыслы, чтобы стать одной командой
Из-за того, что отсутствует выстроенная бизнес-система, повышается зависимость компании от конкретных людей. Если эти люди уйдут или будут недоступны, бизнес может пострадать, потому что никто другой не сможет быстро и эффективно заменить их.
Если ничего не делать, то:
Решения по изменениям принимаются медленно, а если принимаются, то не выполняются
Разрозненные действия подразделений снижают эффективность взаимодействия и приводят к разочаровывающим результатам.
Если ничего не делать, то:
Команда не понимает и не разделяет цели, приоритеты и планы
Как мы проводим командную сессию
Встречаемся с заказчиком, чтобы обсудить результаты и помочь внедрить их в работу
Шаг 7
Готовим отчет по итогам сессии
Шаг 6
Проводим командную сессию
Шаг 5
Разрабатываем дизайн сессии и сопровождаем подготовку материалов на стороне заказчика
Шаг 4
Согласовываем с заказчиком уточненные цели, вопросы/темы для работы на сессии
Шаг 3
Проводим интервью с ключевыми руководителями или мини-сессии по подготовке команды к задачами основной сессии
Шаг 2
Встречаемся с заказчиком, чтобы обсудить проблему или цель, желаемые результаты, форматы, даты, организационные ограничения и другие детали сотрудничества
Шаг 1
Форматы проведения командных сессий
Синхронная онлайн-сессия
Выездная сессия, очно
Серийная модульная сессия (микро-сессии)
онлайн-сессия через видеоконференции и коллаб-платформы
Длительность: не более 3 часов
Участники: 5-12, свыше 15 требуются ко-фасилитаторы
Длительность: 1–3 дня
Участники: 8–50
Длительность: от 2 ч до 2 дней
Участники: 5–30
Длительность: серия 4–12 встреч
Участники: 6–20
цикл коротких сессий с интервалами (например, 2-3 часа еженедельно)
выездная сессия вне офиса
классическая очная сессия в одном помещении
Оффлайн, очно
Эксперты, которые проводят командные сессии
консультант с 25-летним опытом, коуч PCC ICF. Эксперт-практик в области стратегического менеджмента. Разработчик и ведущий бизнес-симуляций для топ-команд. Модератор стратегических и проектных сессий. Более 150 консалтинговых проектов
Елена Шубникова
бизнес-тренер, фасилитатор, консультант, эксперт в области оперативного менеджмента и повышения эффективности продаж. Практический опыт в реальном бизнесе более 20 лет, опыт проведения тренингов — более 15 лет.
Яна Жилякова
бизнес-тренер, фасилитатор, игропрактик, executive-коуч, психолог. Опыт разработки и проведения программ по развитию личностных и управленческих компетенций — 22 года.
Валерия Ларина
бизнес-тренер, фасилитатор, консультант, специалист по оценке и развитию управленческих компетенций руководителей, развитию лидерского потенциала.
Тамара Богданова
бизнес-тренер, фасилитатор, эксперт-практик в области развития персонала, член российской Ассоциации фасилитаторов. Опыт работы на руководящих должностях — 17 лет.
Ирина Федькина
Если проводить командные сессии регулярно, то вы
Оптимизируете процессы и увеличите продуктивность — устраните ошибки, решите конфликты и распределите роли
Повысите командную сплоченность через осознание общих ценностей и смыслов
Ускорите и улучшите оперативные решения, наладите связи между отделами и передадите ответственность исполнителям
Обеспечите доступ сотрудников к обсуждению важных вопросов
Вовлечете сотрудников в разработку решений и определите стратегию компании
С 2004 года мы создаем и реализуем программы бизнес-образования, помогая нашим клиентам расти.
лидер бизнес-образования Большого Урала
Почему стоит выбрать ВЭШ
Отвечаем на вопросы
Принять